Новости прокуратуры края

26/12/2017

Прокуратура Хабаровского края в судебном порядке добилась признания недействительными сделок по отчуждению объектов водоотведения из муниципальной собственности

Заместитель прокурора Хабаровского края в арбитражный суд предъявил исковое заявление о признании недействительными сделки по передаче комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района  канализационных сетей, канализационных насосных станций и станции биологической очистки муниципальному унитарному предприятию «РЭС», а также договора  купли-продажи, заключенного между МУП «РЭС» и индивидуальным предпринимателем и примененить последствия недействительности ничтожных сделок.

 

Основанием исковых требований прокурора является взаимосвязанность и притворность сделок по передаче муниципального имущества комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района – муниципальному предприятию «РЭС» и последующее отчуждение имущества в частную собственность предпринимателя.

 

По мнению прокурора, у комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района и МУП «РЭС» отсутствовало действительное намерение создания правовых последствий для возникновения у МУП «РЭС» права хозяйственного ведения на переданное муниципальное имущество. Передача этого имущества была связана с последующим его отчуждением в частную собственность в обход установленного Федеральным законом Российской Федерации «О приватизации государственного и муниципального имущества» порядка и с нарушением интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов.

 

Так, приказом комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 21.11.2016 г. № 286/1 «Об изменении состава уставного фонда» в состав уставного фонда МУП  «РЭС» включены такие объекты муниципального имущества, как канализационные сети, протяженностью 908 м, две канализационные насосные станции и станция биологической очистки.

 

В этот же день приказом комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 21.11.2016 г. № 289 «О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения» указанное имущество закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП «РЭС».

 

Спустя лишь месяц со дня принятия решения об отчуждении муниципального имущества, 20.12.2016 г., еще до государственной регистрации сделки, комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района дает согласие на продажу муниципальным унитарным предприятием  «РЭС» переданного ему муниципального имущества.

 

Через два дня, 22.12.2016 г., между МУП «РЭС» и предпринимателем  заключен договор купли-продажи указанного муниципального имущества, а  06.03.2017 г. на основании договора купли-продажи за предпринимателем зарегистрировано право собственности на данное имущество.

 

Перечисленные действия свидетельствуют о том, что спорное имущество не предполагалось для использования в хозяйственной деятельности МУП «РЭС», а передано ему лишь для создания видимости законного отчуждения имущества. А у собственника имущества – комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района отсутствовали действительные намерения создать правовые последствия, предусмотренные законом для возникновения у предприятия права хозяйственного ведения.

 

Между тем, ст. 2 Закона о приватизации определены основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества, в том числе, равенство покупателей такого имущества и открытость деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. В статье 13 Закона о приватизации определены способы приватизации  государственного и муниципального имущества.

 

Действия органов местного самоуправления, муниципального предприятия (учреждения)  не должны быть направлены на отчуждение имущества в частную собственность в обход статей 2, 13 Закона о приватизации.

 

На основании изложенного прокуратура указала на притворность сделок по передаче муниципального имущества в уставный капитал МУП «РЭС» и последующее отчуждение его индивидуальному предпринимателю, прикрывающими сделку по приватизации муниципального имущества в обход законодательства о приватизации.

 

Кроме того, согласно экспертному заключению ООО «Востокпроект» 2014 года по результатам технического обследования строительных и конструктивных элементов хозяйственно-бытовой канализации, 2-х канализационных насосных станций  и станций биологической очистки, находящихся по адресу: г. Хабаровск, ул. Новая, данные объекты хоть и находятся в непригодном для эксплуатации состоянии, но фактически  подведены к 13 жилым домам по улицам Горького, Плевая, Воспоминаний в г. Хабаровске и используются. Собранные стоки поступают на канализационные станции, далее  на станцию биологической очистки, после чего через отстойник стоки сбрасываются на рельеф.

 

По результатам экспертизы ООО «Востокпроект» сделан вывод о том, что при выполнении требований норм и правил, действующих на территории РФ, сооружения могут быть использованы по прямому назначению.

        

Таким образом, спорные объекты муниципального имущества фактически используются и относятся к объектам инфраструктуры  жилищного фонда – объектам водоотведения. Исходя из положений ст. 30 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» и ст. 9  Федерального закона «О  водоснабжении и водоотведении» прокуратура также настаивала на том, что спорные объекты не подлежат приватизации. 

        

Решением Арбитражного суда Хабаровского края исковые требования прокуратуры края удовлетворены.

 

Судебное решение в законную силу еще не вступило.