Новости прокуратуры края

27/12/2017

О защите законных интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности

Прокуратура Хабаровского края в ходе надзора за соответствием законам правовых актов органов государственной власти края выявила положения нормативного правового акта правительства края, противоречащие законным интересам субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности.

 

Так, согласно действующему законодательству проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также регулирующие вопросы ответственности за нарушение нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия.

 

Оценка регулирующего воздействия проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджетов субъектов Российской Федерации.

 

При этом законом установлено, что не подлежат оценке регулирующего воздействия только проекты законов субъектов Российской Федерации, устанавливающие, изменяющие, приостанавливающие, отменяющие региональные налоги, а также налоговые ставки по федеральным налогам и  проекты законов субъектов Российской Федерации, регулирующие бюджетные правоотношения.

 

Вместе с тем, постановлением правительства края от 16.06.2014 № 183-пр «О внедрении процедуры оценки регулирующего воздействия» расширен установленный федеральным законодательством перечень проектов нормативных правовых актов, в отношении которых оценка регулирующего воздействия не проводится. В том числе включены проекты нормативных правовых актов, разработанные в целях недопущения возникновения и (или) ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, кризисных ситуаций и предупреждения террористических актов, а также для ликвидации их последствий; во исполнение судебных актов судов, входящих в судебную систему Российской Федерации; подготовленные на основании поручений или указаний губернатора края, в которых содержится прямое указание на необходимость его разработки в сжатые сроки.

 

Поскольку федеральным законодательством не предусмотрена возможность расширения органами исполнительной власти субъектов перечня проектов нормативных правовых актов, в отношении которых оценка регулирующего воздействия не проводится, прокурором края на утвержденный правительством края порядок проведения процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов принесен протест, который рассмотрен и отклонен.

 

В связи с оставлением правительством края указанного протеста без удовлетворения прокуратура края в Хабаровский краевой суд направила административное исковое заявление.

 

Решением Хабаровского краевого суда удовлетворены требования прокурора края о признании недействующими противоречащих закону положений порядка проведения процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, утвержденного правительством края.

 

Верховный Суд Российской Федерации апелляционную жалобу ответчика  оставил без удовлетворения.