О мерах прокурорского реагирования, принятых для устранения коррупциогенных факторов в муниципальных нормативных правовых актах

08/08/2016

За истекший период 2016 года городскими и районными прокурорами выявлено 89 нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих коррупциогенные факторы.

 

В анализируемом периоде прокурорами в нормативных правовых актах органов местного самоуправления выявлялись такие коррупциогенные факторы как неполнота или отсутствие административных процедур, наличие завышенных требований к лицу для реализации принадлежащего ему права.

 

Прокурором Солнечного района 22.07.2016 г. принесён протест на постановление администрации Хурмулинского сельского поселения от 08.07.2016 г. № 25 «Об утверждении административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление в частную собственность земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования».

 

Так, статьей 2.5 Регламента установлены требования о предоставлении заявителем для получения муниципальной услуги документов, не предусмотренных статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, что характеризуется коррупциогенным фактором, предусмотренным пп. «а» п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 - наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям. Аналогичные нарушения допущены в статьях 3.1. и 3.3. Регламента.

 

Также, Регламент не содержит нормы, определяющей момент регистрации жалобы на решения и действия (бездействия) органов, предоставляющих муниципальную услугу, после ее фактического поступления в исполнительный орган местного самоуправления и, соответственно, характеризуется коррупциогенным фактором, предусмотренным пп. «ж» п. 3 Методики – неполнота административных процедур – отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка.

 

Городским Амурским прокурором принесён протест на Порядок предоставления муниципальных гарантий городского поселения «Город Амурск», утвержденный решением  Совета депутатов городского поселения «Город Амурск» от 09.06.2016 г. № 220.

 

Пунктом 3.2 Порядка определены основания для отказа в предоставлении муниципальной гарантии, одним из которых является неустойчивое финансовое положение принципала, что указывает на наличие коррупциогенного фактора, предусмотренного пп. «а» ч. 3 Методики – широта дискреционных полномочий (неопределенность условий принятия решения), поскольку данная формулировка не отвечает принципу формальной определенности правовой нормы, так как действующим законодательством не определено понятие – неустойчивое финансовое положение принципала, что дает возможность правоприменителю действовать по своему усмотрению.

 

Кроме того, п. 4.3 Порядка предоставляет право финансовому отделу или отделу экономики администрации города, при рассмотрении вопроса о предоставлении гарантии, запрашивать у претендента иные материалы экономического, финансового и организационного характера и характеризуется наличием коррупциогенного фактора, предусмотренного пп. «а» ч. 3 Методики – широта дискреционных полномочий (неопределенность условий принятия решения), поскольку не отвечает требованиям ясности и определенности правовой нормы, предъявляемым федеральным законодательством к ее содержанию.

 

Всего для исключения выявленных коррупциогенных факторов прокурорами внесено 22 требования об изменении нормативных правовых актов с целью, из которых 16 удовлетворено, ещё пять находятся на рассмотрении, в удовлетворении одного отказано, поэтому в суд направлено административное исковое заявление, которое находится на рассмотрении.  

 

Кроме того, принесено 67 протестов, из которых 47 удовлетворено, 18 находятся на рассмотрении, в удовлетворении двух протестов отказано, в связи с чем прокурором в суд направлены административные исковые заявления, которые находятся на рассмотрении. По одному протесту орган местного самоуправления принял решение об удовлетворении требований прокурора, однако соответствующий нормативный правовой акт не принял, поэтому  прокурор в суд направил  административное исковое заявление, которое в настоящее время находится на рассмотрении.