ИСТОРИЯ ПРОКУРАТУРЫ

Общеизвестно — Хабаровский край как административная территория начал свое существование 20 октября 1938 года. Вероятно, с указанного времени и следовало бы говорить о создании прокуратуры Хабаровского края. Тем более, что именно в 1938 году прокуратура Дальневосточного края разделена на прокуратуру Хабаровского и Приморского краев. С этих позиций первым прокурором Хабаровского края является Шевельков Ф. И., который в должности состоял 5 лет с 1938 по 1943 годы. Изучение в декабре 2007 года архивных материалов Генеральной прокуратуры РФ позволяет более детально изложить основные вехи деятельности Федора Ивановича. Он родился в марте 1902 года в Смоленской губернии, воевал в Красной Армии, закончил в Смоленске рабфак, а затем МГУ, после окончания которого сразу начал прокурорскую карьеру в г. Владимире. Затем работал в прокуратуре Ивановской области, занимал должности в аппарате прокуратуры СССР. С 1935 года возглавлял прокуратуру Удмуртии. В сентябре 1938 года назначен на должность прокурора Дальневосточного края. В начальный период его деятельности произошло территориальное реформирование Дальневосточного края и затем прокуратуры Дальневосточного края. На должность прокурора Хабаровского края Ф. И. Шевельков назначен 14 декабря 1938 года в соответствии с приказом прокурора СССР от 14.12.1938 г. №1846. Дата 14 декабря 1938 года является первоначальным днем отсчета истории прокуратуры Хабаровского края. Впоследствии Шевельков Ф. И. состоял в должности прокурора Киргизской ССР в течение трех лет и с 1948 года возглавил гражданско-судебный отдел (ГСО) в прокуратуре Союза. Он имел правительственные награды за заслуги в области укрепления законности: Орден Трудового Красного Знамени, Орден Знак Почета, Орден Красной Звезды. Преемниками Шевелькова Ф. И. стали:

 
•  Черных Георгий Аристархович (20.01.1943—13.10.1950)
•  Власов Иван Дмитриевич (13.10.1950—21.03.1953)
•  Зыков Иван Николаевич (21.03.1953—15.05.1961)
•  Пономарев Георгий Николаевич (10.06.1961—13.01.1972)
•  Малицкий Аксентий Степанович (13.01.1972—08.07.1983)
•  Юрьев Владимир Михайлович (08.07.1983—24.03.1988)
•  Степанков Валентин Георгиевич (1988 — май 1991)
•  Богомолов Виктор Иванович (май 1991 — 10.12.2002)
•  Малиновский Владимир Владимирович (31.12. 2002—16.11.2006)
•  Каплунов Виталий Николаевич (с 17.11.2006)
 
     Изучение исторических материалов требует соблюдать неписаное правило о преемственности. Именно поэтому день прокуратуры перенесен с 28 мая на 12 января, так как с точки зрения непрерывного исторического развития говорить о том, что прокуратура образована в 1922 году, в самом деле, несправедливо.
 
     Первым законодательным актом о прокуратуре стал Указ от 12.01.1722 г., который гласил: «Быть при Сенате генерал-прокурору». Петр-I создал орган, который осуществлял постоянный надзор за Сенатом, стоял над ним. Сразу после введения должности генерал-прокурора учредили должности прокуроров при надворных судах. Известна редакция Указа «О генерал-прокуроре, то есть стряпчем от государя и от государства» от 18—28 января 1722 года. Здесь предпринята попытка регламентации должности прокурора.
 
     В первом пункте данного акта указано: «Генерал-прокурор повинен сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил и во всех делах, которые к сенатскому рассмотрению и решению подлежат истинно, ревностно и порядочно, без потерянного времени, по регламентам и указам отправлял, разве какая законная причина по отправлению ему помешает, что все записывать повинен в свой юрнал» (стр. 9 «Прокуроры и адвокаты», 1998 г.).
 
     Первично Петр предполагал, что генерал-прокурор должен стоять на страже интересов императора, государства, церкви и всех граждан, которые не могут сами в достаточной степени защищать свои интересы. Впоследствии Петр-I отказался от такой всеобъемлющей функции генерал-прокурорской деятельности, ограничив ее надзором за всеми государственными органами, и, прежде всего, за Сенатом. При обнаружении нарушений законов прокурор был обязан предложить Сенату исправить ошибку, а, если этого окажется недостаточно, то «протестовать и оное дело остановить».
 
     Никаких особых личных требований для службы в прокуратуре вначале не определялось: велено было избирать «из всяких чинов, но «лучших». В табели о рангах 1722 г. генерал-прокурор отнесен к третьему классу, а обер-прокурор — к четвертому. Прокуроры в коллегиях состояли в шестом классе, а при надворных судах — в седьмом. Заметив нарушение, прокурор вначале устно предлагал устранить его, а если это не помогало, использовал право принесения протеста. Письменный протест первично поступал в орган, нарушивший закон. От этого органа зависело «на протесте утвердиться» или же «остаться на своих мнениях». В последнем случае руководитель органа обязан был направить в коллегию или Сенат вместе с протестом объяснение причин несогласия. Протест приостанавливал исполнение действия или постановление, в котором прокурор усмотрел нарушение. Вышестоящему прокурору направлялось «доношение», которое подлежало быстрому и правильному рассмотрению.
 
 
     Уголовное преследование лежало вне компетенции прокурора, обвинительный аспект отсутствовал. Но был надзор за расследованием дел и «попечение» о колодничьих (арестантских) делах.
 
     О колодничьих делах существовал специальный Указ, предписывавший прокурорам, чтобы «статейские списки» о колодниках велись исправно, а дела скоро и правильно решались. Прокурор, кроме этого, должен был «иметь крепкое смотрение» за правильным собиранием казенных доходов, за безубыточными для казны производствами по подрядам и откупу, за верностью финансовой отчетности.
 
     Таким образом, петровская прокуратура осуществляла государственный надзор за правильным применением законов всеми присутственными местами как судебными, так и административными (cтр. 165, Энциклопедический словарь «Россия», 1991 г.).
 
     За «неправильное доношение по какой страсти» генерал-прокурор мог быть наказан «по важности дела»: за тяжкое преступление предполагалось наказание «яко преступника указа и явного разорителя государства». Для нижестоящих прокуроров за нерадение и небрежность устанавливалось: за первый раз «оплошного просмотра — вычиталось жалование за полгода; второй раз — лишали годового жалования; за третий раз — лишение чинов, имения, предполагалась ссылка на каторжные работы сроком на 10 лет. При умысле и корысти — смертная казнь или направление на вечную каторгу с «вырыванием ноздрей» и лишением содержания. (С. Князьков «Из прошлого русской земли», 1909 г.)
 
     Личное влияние генерал-прокурора во второй половине века фактически подавляло самостоятельность Сената. В сентябре 1802 года император Александр-I издал манифест, который учредил министерства. В ведение министра юстиции было передано управление судебной частью и обязанности генерал-прокурора при Сенате. Одновременно с манифестом последовал указ: «Министром юстиции или Генерал-прокурором повелеваем быть Действительному Тайному Советнику Державину».
 
     В 1864 году введены Судебные Уставы, которые деятельность прокуратуры ограничили делами юстиции: поддержанием государственного обвинения в учреждениях юстиции и наблюдением за правильным применением закона судебными местами. Во главе прокуратуры стоит (по Уставам) генерал-прокурор, который вместе с тем министр юстиции и является органом высшего судебного исполнения.
 
     Положением от 12.07.1889 г., судебная власть вновь соединена с административной, даже в большей степени, чем до реформы. С этими изменениями Уставы введены в 1897 году в Сибирь. «В пяти округах Приморской области, отличающихся полным безлюдьем постоянные органы правосудия не учреждены, а судейская и следовательская обязанности возложены на старшего представителя правительственной власти в лице местного исправника» (стр. 66, Энциклопедический словарь «Россия», 1991 г.).
 
     Если переходить непосредственно к территории нынешнего Хабаровского края, то необходимо несколько углубиться в историю. Из вышесказанного следует, что пока в России развивался такой государственный институт как прокуратура, на Дальнем Востоке, ни о какой государственности, естественно, не могло быть и речи. Упоминание о Сибирской губернии с 1708 года позволяет предположить, что именно в ведении этой губернии и находился в тот период Дальний Восток, который именовался Восточной Сибирью. Население всей Сибири составляло 700 000 человек на площади в 9 322 кв. версты. Если в начале XYIII века в России было 8 губерний, то на конец XIX их стало 97. Губернии были разбиты на уезды и округа. Было учреждено 10 генерал-губернаторств, среди которых и Приамурское с центром в г. Иркутске. В Приамурское генерал-губернаторство входили Амурская. Забайкальская, Приморская, Сахалинская области, Иркутское и Енисейское губернаторства, Якутская область. Россия была поделена в конце XIX века на 12 Судебных округов, в числе которых был Иркутский, охватывавший всю Сибирь (и в том числе территорию нынешнего Дальнего Востока). В Иркутском судебном округе было 7 окружных судов. Окружной суд был в каждом уезде (области). (Там же стр. 211).
 
 
     В составе судебного ведомства Судебные уставы образовали прокурорскую власть на новых основаниях. В Приморскую область реформы пришли в 1897 году. Из этого следует, что на территории нынешнего Хабаровского края первый прокурор в должности утвержден в конце XIX века.
 
     До 1880 года административный центр Приморской области располагался в г. Николаевске, после чего был переведен в г.Хабаровка. Статус города Хабаровка получила в 1858 году, административным центром стала в 1880 году, а переименована в г. Хабаровск в 1893 году. На 28.01.1897 г. (начало введения судебной реформы в Сибирь) самым крупным городом Приморской области был Владивосток с населением 28 896 человек, в Хабаровске тогда было 14 933 жителей, в Николаевске — 5 668 жителей.
 
     Известно, что в 1920 году на территории Дальнего Востока учреждена Дальневосточная республика (ДВР), центр которой располагался в Чите. В 1922 году ДВР вошла в состав России и была преобразована в Дальневосточный край. В 1923 году административные органы из Читы переведены в г. Хабаровск. Прокурорская власть утверждена в крае одним из первых нормативных актов. За время от создания Дальневосточного края и до образования Хабаровского края (1938 год) прокурорами были:
 
Дебрев Ефим (или Ефрем) Макарович (17.03.1923—10.1925),
Нелидов Николай Михайлович (10.1925—27.02.1926 в ДВР, с 27.02.1926 по 30.06.1928 в ДВК)
3. Андреев Павел Сергеевич (31.08.1928—16.10.1932)
4.Мельников (зам. прокурора края и. о. в марте 1934 г.)
5.Чернин Михаил Яковлевич (31.03.1934—10.08.1937) арестован 10.08.37 г., осужден и расстрелян 27.05.1938 г., реабилитирован посмертно 26.07.1957 г. по определению ВК ВС СССР)
6. Звягин Прокопий Зиновьевич (зам. прокурора края, и. о. 10.08.1937—10.06.1938), (арестован 10.06.1938 г., осужден и расстрелян 13.09.1938 г. по определению ВК ВС СССР. Реабилитирован тем же судом 26.04.1957 г. посмертно)
7. Альперин (зам. прокурора края и. о. 6.08.1938—21.09.1938)
8. Шевельков Федор Иванович (21.09.1938—13.12.1938)
     При этом, Шевельков Ф. И., став последним прокурором ДВК, стал первым прокурором Хабаровского края. На момент его вступления в должность прокурора Хабаровского края в состав краевой прокуратуры входили окружные прокуратуры: Амурской, Сахалинской, Камчасткой, Нижне-Амурской, Хабаровской областей с центрами соответственно в Благовещенске, Александровске, Петропавловске, Николаевске-на-Амуре, Хабаровске. Окружные прокуратуры объединяли городские и районные на своей территории. Прокуратура города Совгавани в тот период входила в состав прокуратуры Приморского края. В подчинении прокурора Хабаровского края находились также лагерные прокуратуры, история которых пока неизведанна.
 
     Сведения о прокурорах Дальневосточной республики и Дальневосточного края уточнены после изучения архивных материалов.
 
     (Материал подготовлен и приведен в соответствие с архивными документами ветераном труда Г. А. Пысиной)